История

Приказом МАП № 389 от 13.06.1955, выпущенным в развитие распоряжения Совета Министров СССР № 4652 от 9.06.1955, предприятие было тематически определено «…как специализированная научно-исследовательская организация по разработке и изготовлению астронавигационных систем управления» и поименовано как филиал № 1 НИИ-1. В дальнейшем название неоднократно менялось: отделение № 1 НИИ-923, филиал № 1 МИЭиА и, наконец, с 1979 года – МОКБ «Марс».

Предприятие стало самостоятельным в 1989 г.

Первым главным конструктором предприятия был назначен Рубен Григорьевич Чачикян. С его именем связано образование конструкторского бюро и его становление в первые годы (1955–1959 гг.).

В дальнейшем предприятие возглавляли:

1959–1962 гг. – Александр Васильевич Ежов, начальник филиала, главный конструктор;
1962–1969 гг. – Валентин Леонидович Морачевский, начальник-главный конструктор;
1969–1974 гг. – Валентин Леонидович Морачевский, главный конструктор; Михаил Дмитриевич Поляков, начальник филиала;
1974–1979 гг. – Николай Петрович Никитин, начальник филиала; Евгений Павлович Попов, главный конструктор;
1979–1983 гг. – Валентин Леонидович Морачевский, начальник-главный конструктор;
1983–2009 гг. – Анатолий Сергеевич Сыров, сначала начальник-главный конструктор, потом директор-главный конструктор;
с 2009 г. по настоящее время – Анатолий Сергеевич Сыров, главный конструктор (с 2014 г. – генеральный конструктор); Вячеслав Витальевич Мищихин, директор.

Основной задачей предприятия с 1955 г. было создание системы астронавигации крылатой стратегической ракеты «Буря», испытания которой были начаты в 1961 г. Одним из главных фундаментальных достижений стала разработка следящей за звездами системы, работающей в любое время суток.

Вскоре после закрытия работ по теме «Буря» на базе ФНИИ-1 Минавиапром организует отделение № 1 НИИ-923 (п/я 228), которое начиная с 1962 года в течение нескольких лет последовательно выполнило разработку астросистем «Юпитер-М» и А-31 для космических аппаратов Е-6 и Е-8, чем и способствовало успешному выполнению «лунной» программы:

— мягкая посадка автоматической станции «Луна-9» на поверхность Луны 31.01.1966;
— доставка на Землю лунного грунта 12.09.1970 («Луна-16»), 14.02.1972 («Луна-20»), 09.08.1976 («Луна-24»);
— высадка на поверхность Луны 10.11.70 («Луноход-1») и 08.01.1973 («Луноход-2»).

Параллельно «лунной» программе в 1964 г. начались работы по созданию астросистемы В11 для определения ориентации космических аппаратов серии 11Ф619 (тема «Целина»).

С 1983 по 1991 гг. проводилась разработка алгоритмического и программного обеспечения системы управления и навигации орбитального корабля «Буран» на участке аэродинамического спуска с высоты 20 километров до посадки, включая пробег по взлетно-посадочной полосе вплоть до останова.

15.11.1988 впервые в мире осуществлена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме управления на заданный аэродром по траектории самолетного типа.

 

 

Бриз-М

Начиная с 1994 г. и по настоящее время ведутся разработка и изготовление системы управления разгонным блоком «Бриз-М» РН «Протон», адаптация системы управления РБ «Бриз-М» к конкретному запуску космического аппарата. К настоящему времени осуществлено более 100 запусков на ГПО, ГСО, орбиты КА ГЛОНАСС, отлетную траекторию к Марсу (АМС «Экзомарс») и др.

При создании бортовой системы управления разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» были реализованы следующие работы:

— разработка алгоритмов гибкого (терминального) наведения РБ по информации автономной навигации с учетом использования нерегулируемого маршевого двигателя малой тяговооруженности и изменения характеристик РБ в полете;
— разработка алгоритмов системы стабилизации и ориентации с учетом колебаний жидкости (топлива) и изменений характеристик РБ в процессе выгорания топлива;
— разработка алгоритмов автономной навигации РБ, алгоритмов предстартовой подготовки комплекса командных приборов (выставка и калибровка), разработка цифрового имитатора комплекса командных приборов;
— разработка алгоритмов управления бортовыми системами и алгоритмов наземного контроля функциональных трактов;
— разработка отказоустойчивого БЦВК и высоконадежных блоков силовой автоматики, обеспечивающих электрическое сопряжение со всеми бортовыми системами и агрегатами РБ;
— разработка аппаратуры и программного обеспечения НППК;
— внедрение НППК в состав НАСУ стартовых площадок РН «Протон» на космодроме «Байконур»;
— разработка и внедрение в ЕЦУП РБ программного обеспечения обработки и визуализации телеметрической информации БСУ РБ «Бриз-М».

 

Космические аппараты

Работы по системам управления (СУ) космическими аппаратами начались с 1999 г. Первоначально СУ разрабатывались для космических аппаратов (КА) «Монитор-Э» и «КазСат» (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Затем сформированный технический задел по негерметичной аппаратуре и программному обеспечению СУ был востребован НПО им. С.А. Лавочкина и НПО машиностроения. Были реализованы работы по созданию бортовых комплексов управления (БКУ) для КА «Электро-Л» № 1 и 2 и «Спектр-Р» (АО «НПО Лавочкина») и бортовой вычислительной системы (БВС) для КА «Кондор-Э» (НПО машиностроения).

КА «Спектр-Р» (проект «Радиоастрон» АН РФ, научный руководитель академик Кардашов Н.С.) – самый большой в мире космический радиотелескоп, обеспечивающий астрофизические исследования нашей Вселенной от Большого взрыва. БКУ «Спектр-Р» разработки МОКБ «Марс» обеспечил прецизионное наведение телескопа на уровне долей угловой секунды.

В настоящее время проводятся работы по созданию БКУ для КА «Электро-Л» № 3, «Спектр-РГ», «Арктика-М», «Спектр-УФ» (АО «НПО Лавочкина») и локальных контроллеров для КА «Кондор-ФКА». МОКБ «Марс» участвует в сопровождении полетов КА в части работы СУ (БКУ), для чего на территории предприятия создан Центр сопровождения полетов, непрерывно взаимодействующий с ЦУП.

Монитор-Э
Запуск 26.08.2005

КазСат-1
Запуск 18.06.2006
КазСат-2
Запуск 16.07.2011

Экспресс-МД1
Запуск 11.02.2009
Экспресс-МД2

Электро-Л № 1
Запуск 20.01.2011
Электро-Л № 2
Запуск 12.12.2015

Кондор-Э
Запуск 18.12.2014

Спектр-Р
Запуск 18.07.2011

Для СУ (БКУ) космических аппаратов МОКБ «Марс» разрабатывает резервированные бортовые вычислители (БЦВС, БВУ), блок управления и контроля (БУК), блоки силовой автоматики (БСА), солнечные датчики положения (СДП), астродатчики (АД, до 2012 г.). По кооперации в состав СУ (БКУ) входят гироприборы, звездные датчики, солнечные датчики и двигатели-маховики.

На главную страницу